TY - JOUR TI - Что в профиле тебе моем
Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - социальные сети KW - «ВКонтакте» KW - подростковый возраст KW - интересы KW - машинное обучение AB - Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор, директор Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: kpolivanova@hse.ruСмирнов Иван Борисович - младший научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ibsmirnov@hse.ruАдрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Интересы играют ключевую роль в психическом развитии ребенка. Однако их изучение связано с серьезными методологическими проблемами. Традиционно они исследуются с помощью опросных методов, не способных адекватно отразить многообразный и динамичный мир интересов взрослеющего человека. Авторы предлагают использовать для изучения интересов подростков их подписки на сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Отличительной особенностью данных «ВКонтакте» является не только их масштаб, но и отсутствие цензурированности ответов, характерной для опросов. Возможности применения метода продемонстрированы на примере одной московской школы: 674 учащихся, подписанных на 20 203 различных сообщества. Обнаружено, что интересы подростков дифференцированы в зависимости от их пола, возраста и успеваемости. Сила этой дифференциации показана на расширенном наборе данных, содержащем информацию об интересах 290 182 пользователей «ВКонтакте». Установлено, что подписки на сообщества позволяют с большой точностью предсказать не только пол подростка (97%) и его возраст (98%), но и образовательные результаты школы, в которой он обучается (83%). Результаты исследования указывают на неоднородность нормы возраста, в частности на ее связь с полом подростка и его успеваемостью. Признание разнородности интересов и разнообразия нормы создает условия для гуманизации образования, в противном случае оно все более отчуждается от реального человека, игнорируя его собственный интерес. AU - К. Н. Поливанова AU - И. Б. Смирнов UR - https://archive_vo.hse.ru/2017--2/207115896.html PY - 2017 SP - 134-152 VL -